Новости

Проверки бизнеса возвращаются: что изменилось с 1 января 2025 года

Мораторий на проверки бизнеса подразумевает ограничение как плановых, так и внеплановых инспекций. Данное ограничение было введено в 2022 году с целью уменьшения административного давления на предприятия малого и среднего бизнеса.

В ходе ежегодного обращения к Федеральному собранию президент РФ предложил отменить мораторий на бизнес-проверки, введенный постановлением Правительства РФ №336 от 10 марта 2022 года, начиная с 1 января 2025 года. Это означает возобновление проверок, но с учётом оценки рисков.

Плановые проверки останутся в силе для предприятий, отнесённых к категории высокого риска. Кроме того, возможны внеплановые проверки и профилактические визиты контролирующих органов.

Риск-ориентированный подход в контроле: что это такое?


В послании Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года Президент РФ предложил с 1 января 2025 года полностью перейти на риск-ориентированный подход в ходе проверок и минимизировать их количество.

Суть данного подхода заключается в оценке уровня риска, который несёт каждый бизнес. Под риском подразумевается потенциальный ущерб государственной безопасности, здоровью граждан, окружающей среде, который может быть причинён предпринимателем в случае нарушения им обязательных требований.

Федеральный закон № 248-ФЗ устанавливает прямую зависимость периодичности плановых проверок от категории риска. Чем выше категория риска, тем чаще предприятие будет подвергнуто проверкам. При этом следует отметить, что класс опасности объекта, определенный по законодательству о промышленной безопасности, не совпадает с категорией риска, установленной законом № 248-ФЗ.

Категории риска и периодичность проверок (ст. 23, 25 № 248-ФЗ):
Указанные сроки являются ориентировочными, поскольку каждая сфера надзора имеет свои правила контроля.

Каждый надзорный орган располагает собственными списками организаций, классифицированных по категориям риска. Эти перечни подлежат ежегодному пересмотру на основе информации о деятельности компаний и общей ситуации в отрасли. Для получения сведений о своей категории риска, например, по Роструду, необходимо направить письменный запрос в местное отделение государственной инспекции труда.

Действие моратория на проверки, установленного Постановлением Правительства РФ № 336 от 10 марта 2022 года


В марте 2022 года Правительство Российской Федерации ввело запрет на плановые проверки бизнеса с целью снижения административной нагрузки и защиты от санкций. Данный мораторий распространяется на мероприятия, проводимые в соответствии с Федеральными законами № 248-ФЗ и № 294-ФЗ, включая:

  • выездные и документарные проверки со стороны Роструда;
  • инспекционные визиты;
  • контрольные закупки;
  • большинство проверок со стороны Ростехнадзора, Госпожнадзора, Госсанэпиднадзора и других органов.

Важно отметить, что мораторий распространяется исключительно на плановые мероприятия, осуществляемые в соответствии с присвоенной организацией категорией риска.

В большинстве случаев инспектор не сможет выдать предписание без взаимодействия с предпринимателем. Исключение составляют случаи, предусмотренные Федеральным законом № 294-ФЗ и пунктом 7.2 Постановления № 336, например, контрольные закупки или наблюдение за применением контрольно-кассовой техники, о которых предприниматель узнает после их проведения.

Ограничения моратория на проверки


Несмотря на введенный мораторий, существуют определенные виды проверок, которые не подпадают под его действие.

Таблица ниже демонстрирует перечень таких проверок:

Плановые проверки бизнеса в 2025 году


Плановые проверки осуществляются в соответствии с утвержденными на год вперед графиками, которые разрабатываются каждым государственным органом. Контролирующие органы предупреждают компании и предпринимателей о проведении проверки минимум за три рабочих дня до её начала. Информация о плановых проверках публикуется на официальных сайтах ведомств и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, где также доступен единый реестр проверок.

До 2030 года плановые проверки могут проводиться в отношении объектов контроля, классифицированных как объекты с высоким или чрезвычайно высоким уровнем риска, а также производственных объектов II класса опасности и гидротехнических сооружений II класса.

Периодичность плановых проверок определяется категорией риска, присвоенной бизнесу. При низкой категории риска такие мероприятия не проводятся.

Предприниматели могут получить информацию о планируемой проверке из Единого реестра Генпрокуратуры. В сервисе предусмотрена возможность поиска по ИНН или ОГРН проверяемого лица.

Вместо плановых проверок государственные органы могут осуществлять профилактические визиты.

Изменения в системе профилактических визитов в 2025 году


Профилактический визит представляет собой форму взаимодействия контролирующего органа с субъектами хозяйственной деятельности, при которой инспектор не проводит полную проверку, а лишь предоставляет рекомендации по устранению выявленных нарушений. При этом протоколы о нарушениях или штрафы не составляются.

Внесённые поправки в законодательство внесли изменения в процедуру проведения профилактических визитов, разделив их на обязательные и добровольные.

Обязательный визит, например, может быть назначен новому бизнесу, уведомившему соответствующий орган о начале своей работы. Также обязательный профилактический визит может проводиться в отношении компаний или индивидуальных предпринимателей, относящихся к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска.

Принадлежность бизнеса к той или иной категории риска определяется контролирующим органом на основании сопоставления его характеристик с установленными критериями. Информация о категории риска может быть получена из Единого реестра контрольных, надзорных мероприятий или на портале Госуслуг. В случае отсутствия присвоенной категории, она считается низкой.

О проведении профилактического визита уведомляется не позднее чем за 5 дней до его проведения. При этом, в случае необязательного визита, субъект хозяйственной деятельности вправе отказаться от него, уведомив об этом контролирующий орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты визита. Максимальная продолжительность профилактического визита составляет 10 дней.

Обязательный профилактический визит завершается составлением акта инспектором, который должен быть передан проверяемой организации для ознакомления и подписания. В случае выявления нарушений, инспектор вправе выдать предписание об их устранении.

Добровольный профилактический визит может быть инициирован самим предпринимателем путём направления запроса в соответствующий орган с просьбой о консультации инспектора. Такая инициатива может быть обусловлена желанием предпринимателя убедиться в соответствии своей деятельности действующему законодательству или предпринять меры по устранению нарушений до проведения плановой проверки. Добровольный профилактический визит может проводиться в дистанционном формате с использованием видеосвязи.

Добровольный визит не предусматривает вынесение предписаний. Инспектор может лишь разъяснить положения законодательства или дать рекомендации, но без обязательной силы (статья 52.1 Закона № 248-ФЗ).

Малому бизнесу, некоммерческим организациям и государственным структурам предоставляется право замены плановых или внеплановых проверок на профилактический визит.

Внеплановые проверки: основания и порядок проведения в 2025 году


Постановление № 336 устанавливает мораторий на плановые контрольные мероприятия, однако не распространяется на внеплановые проверки. Основания для их проведения перечислены в пунктах 3 и 4 указанного Постановления.

В большинстве случаев внеплановые проверки осуществляются с участием прокуратуры. Исключение составляют случаи, предусмотренные подпунктом 3 «б» Постановления № 336.

Внеплановые проверки без согласования с прокуратурой возможны:

  • По поручению Президента, Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства.
  • По требованию прокурора, в случае поступления в прокуратуру жалоб и обращений. Так, Приказ Генпрокуратуры от 05.02.2024 № 98 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» предусматривает проведение внеплановой проверки работодателя при поступлении двух и более жалоб на невыплату заработной платы, уклонение от заключения трудового договора.
  • В рамках строительного, экологического надзора, а также надзора за сохранением историко-культурных объектов, контроля в сфере обращения лекарственных средств. Такие проверки инициируются наступлением определенных событий, например, завершением строительства капитального объекта или истечением срока исполнения ранее выданного предписания.
  • В рамках разрешительной деятельности:

* Проверка индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на соответствие лицензионным требованиям при обращении за выдачей лицензии, другого специального разрешения, аккредитацией.

* Проверка устранения нарушений, послуживших основанием для приостановки действия разрешений, сертификатов соответствия, лицензий и т.п., с целью возобновления их действия или запуска процедуры аннулирования.

  • При поступлении жалобы от жильцов на деятельность управляющих компаний многоквартирных домов.
  • В случаях, когда Росалкогольтабакконтроль или Федеральная служба по регулированию оборота алкоголя и алкогольной продукции получили от органов следствия, правоохранителей информацию о преступлениях в сфере обращения алкоголя, драгоценных металлов и драгоценных камней.
  • При получении ФСБ информации о возможном нарушении обязательных требований в области транспортной безопасности, которое угрожает обороне страны или безопасности государства. В этом случае проводятся внеплановая выездная проверка или внеплановый рейдовый осмотр (новое основание с 21 сентября 2024 года).

Все остальные внеплановые контрольные мероприятия проводятся при условии согласования с прокуратурой или её извещения, о чём должно быть указано в приказе ведомства о проведении проверки. В противном случае мероприятие считается незаконным.

Когда проводятся внеплановые проверки с участием прокуратуры, смотрите в таблице.
Примечание: В российском законодательстве отсутствует чёткое определение понятия «угрозы жизни и здоровью граждан». Оценка вероятности её возникновения возлагается на прокурора при принятии решения о согласии или отказе в проведении проверки.

На практике к таким угрозам относят нарушения обязательных требований в области охраны труда, пожарной безопасности и промышленной безопасности.

Важно подчеркнуть, что краткий перечень в таблице охватывает широкий спектр ситуаций, в которых предприниматель может столкнуться с риском штрафных санкций и других негативных последствий.

В некоторых случаях бизнес узнает о проведённой проверке и выявленных нарушениях лишь по факту получения акта о контрольном мероприятии и предписания. К примеру, это характерно для случаев наблюдения (мониторинга) за использованием контрольно-кассовой техники (ККТ).

Контролирующий орган обязан предупредить компанию о проверке не позднее чем за 24 часа до ее начала.

Порядок проведения внеплановых проверок в сфере применения ККТ


С 21 сентября 2024 года налоговая инспекция имеет право продлить контрольную закупку до 25 рабочих дней. Предприниматель будет уведомлён о проведении проверки спустя два дня после её завершения (п. 11.21 Постановления № 336).

В случае выявления нарушений в ходе контрольной или мониторинговой закупки, инспектор составит акт и предписание без участия представителей бизнеса. Данные документы будут направлены предпринимателю по окончании контрольных мероприятий (п. 7.2 Постановления № 336).

Чтобы успешно пройти проверки и минимизировать риски, важно быть готовым к любым видам контроля. Регулярная самопроверка и аудит помогут выявить и устранить потенциальные нарушения до прихода инспекторов.


Проводить такие проверки удобно с помощью электронных чек-листов приложения для мобильного аудита МЕРАСОФТ Чек-лист .


Узнайте больше о возможностях МЕРАСОФТ Чек-лист для самопроверок по чек-листам контрольно-надзорных органов и обеспечьте готовность Вашего бизнеса к проверкам уже сегодня!