В ходе ежегодного обращения к Федеральному собранию президент РФ предложил отменить мораторий на бизнес-проверки, введенный постановлением Правительства РФ №336 от 10 марта 2022 года, начиная с 1 января 2025 года. Это означает возобновление проверок, но с учётом оценки рисков.
Плановые проверки останутся в силе для предприятий, отнесённых к категории высокого риска. Кроме того, возможны внеплановые проверки и профилактические визиты контролирующих органов.
Риск-ориентированный подход в контроле: что это такое?
В послании Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года Президент РФ предложил с 1 января 2025 года полностью перейти на риск-ориентированный подход в ходе проверок и минимизировать их количество.
Суть данного подхода заключается в оценке уровня риска, который несёт каждый бизнес. Под риском подразумевается потенциальный ущерб государственной безопасности, здоровью граждан, окружающей среде, который может быть причинён предпринимателем в случае нарушения им обязательных требований.
Федеральный закон № 248-ФЗ устанавливает прямую зависимость периодичности плановых проверок от категории риска. Чем выше категория риска, тем чаще предприятие будет подвергнуто проверкам. При этом следует отметить, что класс опасности объекта, определенный по законодательству о промышленной безопасности, не совпадает с категорией риска, установленной законом № 248-ФЗ.
Категории риска и периодичность проверок (ст. 23, 25 № 248-ФЗ):
Каждый надзорный орган располагает собственными списками организаций, классифицированных по категориям риска. Эти перечни подлежат ежегодному пересмотру на основе информации о деятельности компаний и общей ситуации в отрасли. Для получения сведений о своей категории риска, например, по Роструду, необходимо направить письменный запрос в местное отделение государственной инспекции труда.
Действие моратория на проверки, установленного Постановлением Правительства РФ № 336 от 10 марта 2022 года
В марте 2022 года Правительство Российской Федерации ввело запрет на плановые проверки бизнеса с целью снижения административной нагрузки и защиты от санкций. Данный мораторий распространяется на мероприятия, проводимые в соответствии с Федеральными законами № 248-ФЗ и № 294-ФЗ, включая:
- выездные и документарные проверки со стороны Роструда;
- инспекционные визиты;
- контрольные закупки;
- большинство проверок со стороны Ростехнадзора, Госпожнадзора, Госсанэпиднадзора и других органов.
Важно отметить, что мораторий распространяется исключительно на плановые мероприятия, осуществляемые в соответствии с присвоенной организацией категорией риска.
В большинстве случаев инспектор не сможет выдать предписание без взаимодействия с предпринимателем. Исключение составляют случаи, предусмотренные Федеральным законом № 294-ФЗ и пунктом 7.2 Постановления № 336, например, контрольные закупки или наблюдение за применением контрольно-кассовой техники, о которых предприниматель узнает после их проведения.
Ограничения моратория на проверки
Несмотря на введенный мораторий, существуют определенные виды проверок, которые не подпадают под его действие.
Таблица ниже демонстрирует перечень таких проверок:
Плановые проверки бизнеса в 2025 году
Плановые проверки осуществляются в соответствии с утвержденными на год вперед графиками, которые разрабатываются каждым государственным органом. Контролирующие органы предупреждают компании и предпринимателей о проведении проверки минимум за три рабочих дня до её начала. Информация о плановых проверках публикуется на официальных сайтах ведомств и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, где также доступен единый реестр проверок.
До 2030 года плановые проверки могут проводиться в отношении объектов контроля, классифицированных как объекты с высоким или чрезвычайно высоким уровнем риска, а также производственных объектов II класса опасности и гидротехнических сооружений II класса.
Периодичность плановых проверок определяется категорией риска, присвоенной бизнесу. При низкой категории риска такие мероприятия не проводятся.
Предприниматели могут получить информацию о планируемой проверке из Единого реестра Генпрокуратуры. В сервисе предусмотрена возможность поиска по ИНН или ОГРН проверяемого лица.
Вместо плановых проверок государственные органы могут осуществлять профилактические визиты.
Изменения в системе профилактических визитов в 2025 году
Профилактический визит представляет собой форму взаимодействия контролирующего органа с субъектами хозяйственной деятельности, при которой инспектор не проводит полную проверку, а лишь предоставляет рекомендации по устранению выявленных нарушений. При этом протоколы о нарушениях или штрафы не составляются.
Внесённые поправки в законодательство внесли изменения в процедуру проведения профилактических визитов, разделив их на обязательные и добровольные.
Обязательный визит, например, может быть назначен новому бизнесу, уведомившему соответствующий орган о начале своей работы. Также обязательный профилактический визит может проводиться в отношении компаний или индивидуальных предпринимателей, относящихся к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска.
Принадлежность бизнеса к той или иной категории риска определяется контролирующим органом на основании сопоставления его характеристик с установленными критериями. Информация о категории риска может быть получена из Единого реестра контрольных, надзорных мероприятий или на портале Госуслуг. В случае отсутствия присвоенной категории, она считается низкой.
О проведении профилактического визита уведомляется не позднее чем за 5 дней до его проведения. При этом, в случае необязательного визита, субъект хозяйственной деятельности вправе отказаться от него, уведомив об этом контролирующий орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты визита. Максимальная продолжительность профилактического визита составляет 10 дней.
Обязательный профилактический визит завершается составлением акта инспектором, который должен быть передан проверяемой организации для ознакомления и подписания. В случае выявления нарушений, инспектор вправе выдать предписание об их устранении.
Добровольный профилактический визит может быть инициирован самим предпринимателем путём направления запроса в соответствующий орган с просьбой о консультации инспектора. Такая инициатива может быть обусловлена желанием предпринимателя убедиться в соответствии своей деятельности действующему законодательству или предпринять меры по устранению нарушений до проведения плановой проверки. Добровольный профилактический визит может проводиться в дистанционном формате с использованием видеосвязи.
Добровольный визит не предусматривает вынесение предписаний. Инспектор может лишь разъяснить положения законодательства или дать рекомендации, но без обязательной силы (статья 52.1 Закона № 248-ФЗ).
Малому бизнесу, некоммерческим организациям и государственным структурам предоставляется право замены плановых или внеплановых проверок на профилактический визит.
Внеплановые проверки: основания и порядок проведения в 2025 году
Постановление № 336 устанавливает мораторий на плановые контрольные мероприятия, однако не распространяется на внеплановые проверки. Основания для их проведения перечислены в пунктах 3 и 4 указанного Постановления.
В большинстве случаев внеплановые проверки осуществляются с участием прокуратуры. Исключение составляют случаи, предусмотренные подпунктом 3 «б» Постановления № 336.
Внеплановые проверки без согласования с прокуратурой возможны:
- По поручению Президента, Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства.
- По требованию прокурора, в случае поступления в прокуратуру жалоб и обращений. Так, Приказ Генпрокуратуры от 05.02.2024 № 98 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» предусматривает проведение внеплановой проверки работодателя при поступлении двух и более жалоб на невыплату заработной платы, уклонение от заключения трудового договора.
- В рамках строительного, экологического надзора, а также надзора за сохранением историко-культурных объектов, контроля в сфере обращения лекарственных средств. Такие проверки инициируются наступлением определенных событий, например, завершением строительства капитального объекта или истечением срока исполнения ранее выданного предписания.
- В рамках разрешительной деятельности:
* Проверка индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на соответствие лицензионным требованиям при обращении за выдачей лицензии, другого специального разрешения, аккредитацией.
* Проверка устранения нарушений, послуживших основанием для приостановки действия разрешений, сертификатов соответствия, лицензий и т.п., с целью возобновления их действия или запуска процедуры аннулирования.
- При поступлении жалобы от жильцов на деятельность управляющих компаний многоквартирных домов.
- В случаях, когда Росалкогольтабакконтроль или Федеральная служба по регулированию оборота алкоголя и алкогольной продукции получили от органов следствия, правоохранителей информацию о преступлениях в сфере обращения алкоголя, драгоценных металлов и драгоценных камней.
- При получении ФСБ информации о возможном нарушении обязательных требований в области транспортной безопасности, которое угрожает обороне страны или безопасности государства. В этом случае проводятся внеплановая выездная проверка или внеплановый рейдовый осмотр (новое основание с 21 сентября 2024 года).
Все остальные внеплановые контрольные мероприятия проводятся при условии согласования с прокуратурой или её извещения, о чём должно быть указано в приказе ведомства о проведении проверки. В противном случае мероприятие считается незаконным.
Когда проводятся внеплановые проверки с участием прокуратуры, смотрите в таблице.
На практике к таким угрозам относят нарушения обязательных требований в области охраны труда, пожарной безопасности и промышленной безопасности.
Важно подчеркнуть, что краткий перечень в таблице охватывает широкий спектр ситуаций, в которых предприниматель может столкнуться с риском штрафных санкций и других негативных последствий.
В некоторых случаях бизнес узнает о проведённой проверке и выявленных нарушениях лишь по факту получения акта о контрольном мероприятии и предписания. К примеру, это характерно для случаев наблюдения (мониторинга) за использованием контрольно-кассовой техники (ККТ).
Контролирующий орган обязан предупредить компанию о проверке не позднее чем за 24 часа до ее начала.
Порядок проведения внеплановых проверок в сфере применения ККТ
С 21 сентября 2024 года налоговая инспекция имеет право продлить контрольную закупку до 25 рабочих дней. Предприниматель будет уведомлён о проведении проверки спустя два дня после её завершения (п. 11.21 Постановления № 336).
В случае выявления нарушений в ходе контрольной или мониторинговой закупки, инспектор составит акт и предписание без участия представителей бизнеса. Данные документы будут направлены предпринимателю по окончании контрольных мероприятий (п. 7.2 Постановления № 336).
Чтобы успешно пройти проверки и минимизировать риски, важно быть готовым к любым видам контроля. Регулярная самопроверка и аудит помогут выявить и устранить потенциальные нарушения до прихода инспекторов.
Проводить такие проверки удобно с помощью электронных чек-листов приложения для мобильного аудита МЕРАСОФТ Чек-лист .
Узнайте больше о возможностях МЕРАСОФТ Чек-лист для самопроверок по чек-листам контрольно-надзорных органов и обеспечьте готовность Вашего бизнеса к проверкам уже сегодня!