Новости

Как подготовиться к проверкам в 2025 году

В условиях меняющегося законодательства и усиления контроля, предпринимателям необходимо не только знать свои права и обязанности, но и активно готовиться к возможным проверкам.

В послании Федеральному Собранию Президент России предложил отказаться от моратория на проверки с 1 января 2025 года. Вместо этого, он предложил перейти к полному использованию риск-ориентированного подхода в проведении проверок. Это означает, что ожидаются изменения в отношении налоговых и других проверок, которые сейчас не регулируются Федеральным законом № 248-ФЗ.

Категории риска будут внедрены во всех сферах. Там, где опасности отсутствуют, проверки заменят профилактическими мероприятиями.

Когда назначат внеплановую проверку в 2025 году


В соответствии с изменениями в законодательстве о государственном контроле, расширен перечень оснований для проведения внеплановых проверок в 2025 году.

Новые основания для внеплановой проверки включают:

  • Уклонение организации или индивидуального предпринимателя от обязательного профилактического визита.
  • Непредставление данных в систему «Честный знак» организациями или индивидуальными предпринимателями, которые обязаны это делать.

Важно отметить, что некоторые из этих оснований уже действовали ранее на основании постановления правительства. Однако, в 2025 году действие этого постановления не будет продлено, и все основания для внеплановых проверок будут включены непосредственно в закон о госконтроле.

Когда придёт инспектор с внеплановой проверкой


  • Несвоевременное уведомление о начале деятельности организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сферах общественного питания, оптовой и розничной торговли, перевозок, бытовых услуг, производства одежды, обуви, хлебобулочных и молочных изделий.
  • Поступление более десяти жалоб от работников организации или индивидуального предпринимателя о задержке заработной платы на срок более месяца.
  • Обращения граждан с заявлениями о нарушении жилищных прав со стороны организации или индивидуального предпринимателя.

В указанных случаях внеплановая проверка может быть проведена с уведомлением не позднее суток до её начала. Необходимо подчеркнуть, что мораторий на проверки в 2025 году распространяется только на плановые проверки.

Публичная оценка добросовестности


По итогам проверок инспекторы будут присваивать некоторым компаниям и индивидуальным предпринимателям публичную оценку, которая будет доступна общественности.

Пока неизвестно, для каких видов деятельности будет введена такая оценка. Правительство планирует выпустить постановление, в котором будут определены правила и критерии присвоения публичной оценки. По последним данным, Минэкономразвития планирует начать с торговых центров и предприятий общественного питания летом 2025 года. Предполагается, что компании и ИП должны будут размещать наклейку с публичной оценкой на входе.

Кроме того, в некоторых случаях компании и ИП могут быть обязаны сообщать свою публичную оценку третьим лицам. Точные требования пока не определены.

Когда доступ инспектору на объект может быть ограничен


Согласно действующему законодательству, у Вас есть право отказать инспектору в доступе на Вашу территорию и проведении проверки, если решение о проверке не содержит QR-кода или он не подлежит сканированию. QR-код обеспечивает доступ к информации о конкретной проверке в едином реестре проверок.

Важно: данное правило не распространяется на случаи, когда проведение проверки не требует предварительного решения о ее проведении.

Расширение возможностей досудебного обжалования


Теперь возможно досудебное обжалование большего числа решений.

К ним относятся:

  • Решение о проведении обязательных профилактических визитов. В жалобе необходимо указать номер соответствующего визита в реестре мероприятий. Жалоба может быть составлена в свободной форме.
  • Решение о принадлежности бизнеса к определенной категории риска. В жалобе необходимо указать номер объекта в реестре видов контроля.

Изменены сроки рассмотрения жалоб на проверки

Нормативно-правовое регулирование проверок малого бизнеса в РФ


В Российской Федерации деятельность по контролю (надзору) за субъектами малого бизнеса регламентируется рядом федеральных законов.

Основным нормативным актом, определяющим большинство аспектов надзорной деятельности, является Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре)…», вступивший в силу с 1 июля 2021 года. Данный закон определяет:

  • риск-ориентированный подход к контролю за деятельностью индивидуальных предпринимателей и организаций;
  • порядок ведения Единого реестра видов контроля и Единого реестра надзорных мероприятий (Плана проверок Генпрокуратуры), предоставляющего доступ к информации о плановых проверках по ИНН, ОГРН или названию организации;
  • перечень видов и описание надзорных и профилактических мероприятий, таких как контрольная закупка, рейдовый осмотр, выездная проверка, профилактический визит;
  • порядок досудебного обжалования действий инспектора или контрольного органа;
  • виды надзорных действий, включая эксперименты, опросы, испытания;
  • порядок оформления результатов контрольного мероприятия (акты, предписания).

Необходимо отметить, что действие Федерального закона № 248-ФЗ не распространяется на все виды надзора. Так, он не применяется к налоговому контролю, таможенному контролю, миграционному надзору, страхованию от травматизма и другим видам контроля, перечисленным в ст. 2 № 248-ФЗ. Порядок проведения проверок в этих сферах регулируется отдельными федеральными законами и положениями о видах контроля.

Вместе с тем, до 31 декабря 2025 года действует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…». Этот закон распространяется на 15 видов надзора, не входящих в сферу действия № 248-ФЗ, а также на уведомительный порядок начала отдельных видов предпринимательской деятельности (ст. 85 Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ). К примеру, № 294-ФЗ затрагивает вопросы антимонопольного регулирования и контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

Индикаторы риска в сфере надзора


Индикаторами риска считаются определённые события, которые могут свидетельствовать о нарушении обязательных требований и служить основанием для проведения внеплановой проверки надзорным органом. Списки таких индикаторов утверждаются для каждой сферы деятельности.

Например, в сфере трудового законодательства (Постановление Минтруда от 30.11.2021 № 838н) к таким событиям относятся: отсутствие внесённых сведений о проведении специальной оценки условий труда в ФГИС СОУТ более пяти лет после предыдущей оценки; сокращение отчислений по социальным взносам на 50% при отсутствии кадровых изменений у работодателя; увеличение количества несчастных случаев с лёгкими последствиями по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В случае поступления в трудовую инспекцию информации об одном из указанных событий, будет проведена внеплановая проверка работодателя.

Административная ответственность без проведения проверки


Согласно общему правилу, возбуждение дела об административном правонарушении в отношении предпринимателя возможно лишь после проведения проверки (п. 2.3 ст. 90 Закона № 248-ФЗ; п. 9 Постановления № 336). Однако существуют исключения.

Во-первых, инспектор вправе ввести временный запрет на деятельность при грубых нарушениях закона (например, несанкционированная сброс отходов, эксплуатация строительного крана без разрешения и с нарушением правил безопасности, работа без кассы). В таких случаях инспектор составляет протокол и инициирует делопроизводство.

Во-вторых, законодательство прямо предусматривает случаи, когда административные дела могут быть возбуждены до проведения проверки или вовсе без неё (п. 3.2-3.5 ст. 28.1 КоАП РФ, ст. 28.6 КоАП РФ). К примеру, если владелец особо опасного объекта не предоставил в Ростехнадзор сведения об осуществлении производственного контроля в установленный срок.

Законность объявления предостережения во время моратория


Да, объявление предостережения допустимо в период действия моратория. Согласно статье 49 Федерального закона № 248-ФЗ, предостережение является профилактической мерой, разрешенной Постановлением № 336.

Важно отметить, что предостережение не обязывает предпринимателя к каким-либо действиям, а служит лишь сигналом о потенциальных нарушениях законодательства. Предприниматель вправе не согласиться с ним и направить возражения.

Однако, эксперты рекомендуют реагировать на подобные уведомления от надзорных органов. Даже при полном согласии с замечаниями, рекомендуется отправить письменный ответ, подтверждающий ознакомление с ними и принятие мер.

Надзорные органы учитывают все полученные предостережения при принятии решений о проведении проверок.

С 19 июля 2024 года действует упрощённый порядок объявления предостережений. Вместо оформления отдельного документа, инспектор заполняет электронный паспорт ЕРКНМ на сайте Генпрокуратуры.

Организация может быть уведомлена о предостережении через личный кабинет на портале Госуслуг. Для ознакомления с документом необходимо зайти в ЕГСР, найти свою организацию и сформировать выписку.

Что делать при визите инспектора


Потенциально, добросовестные предприниматели, не имеющие объектов повышенного риска, не должны сталкиваться с проверками со стороны пожарной инспекции, трудовой инспекции или санитарно-эпидемиологической службы в 2025 году. Однако, на практике это может отличаться.

В случае начала проверки:

  • Необходимо проверить приказ о контрольном мероприятии: основания, реквизиты решения или извещения прокуратуры.
  • Записать учётный номер проверки (номер КНМ). Проверка без него является незаконной.
  • Если предприниматель считает проверку необоснованной, он может подать жалобу на нарушение моратория через специальный сервис на портале Госуслуг. Для этого потребуется электронная подпись и учётный номер КНМ.

Для минимизации рисков наложения штрафов и других нежелательных мер со стороны контролирующих органов, организации должны осуществлять регулярный внутренний аудит и гарантировать соблюдение установленных стандартов и нормативных актов. Проводить такие проверки удобно с помощью электронных чек-листов приложения для мобильного аудита МЕРАСОФТ Чек-лист.

Использование мобильного приложения даёт возможность проводить аудит предприятия непосредственно на месте, оперативно фиксировать обнаруженные несоответствия и назначать ответственных за их устранение. Фото- и видеофиксация нарушений служат наглядным доказательством выявленных проблем и облегчают процесс принятия решений.


МЕРАСОФТ Чек-лист обеспечивает централизованное хранение данных проверок, формирует отчётность в режиме реального времени и позволяет отслеживать динамику устранения нарушений. Это значительно повышает прозрачность процессов, улучшает контроль за соблюдением стандартов и снижает вероятность возникновения рисков.


Внедрение электронных чек-листов для внутреннего аудита позволяет организациям не только минимизировать риски наложения штрафов, но и повысить эффективность работы, оптимизировать бизнес-процессы и укрепить свою репутацию.


Систематический внутренний аудит с использованием современных цифровых инструментов становится неотъемлемой частью успешного управления организацией!